
У каждого будет своя пластинка
Как часто именно любимая песня на волнах хорошей радиостанции утешает в трудную минуту! А как с этим делом будет в наступающем тысячелетии? Какой станет музыка, что захотят слушать слушатели, играть музыканты, сочинять композиторы и издавать продюсеры? На этот вопрос мы попросили ответить друзей нашего издания, имеющих отношение к музыкальному искусству. И вот результат.
Сергей СИДОРЕНКО, режиссер ТВ, кино, театра:
В XXI веке будут слушать:
1) Моцарта, Вивальди и Рахманинова, потому что их люблю я, а так как я не являюсь уникальным существом, уверен, что их любят и будут слушать многие;
2) музыку, лишенную четкой стилевой ориентации. Все лучшее, что придумали самые разные музыкальные люди, объединится в некую Вообще Музыку.
Кирилл НЕМОЛЯЕВ, до недавнего прошлого артист балета Большого театра, художественный руководитель рок-ансамбля "Boney неМ", один из авторов учебника "Истерия СССР. Хрестоматия для чтения вслух":
Логически рассуждая, комбинации из семи нот не бесконечны. Уже сейчас подавляющее большинство музыкантов нет-нет да и заглянут в сокровищницу мировой музыкальной культуры и исполнят какую-нибудь кавер-версию. Так что в XXI веке, мне кажется, не будет создано ничего нового, все будут вспоминать, слушать и исполнять хорошее забытое (и не забытое) старое. Следовательно, наш коллектив "Boney неМ" одной ногой уже в следующем столетии, да, собственно, и второй тоже.
ДЕЛЬФИН, певец:
Будет иметь место любая музыка. С развитием технологий, делающих создание музыки более доступным, будет ценна не поточная музыка, а индивидуализм уникальных музыкальных гигантов. Наряду с этим будут пользоваться все большим уважением люди, умеющие по-настоящему играть на музыкальных инструментах. Таким образом, технология не вытеснит живую игру, и у каждого будет своя пластинка.
Илья КОРМИЛЬЦЕВ, поэт, автор текстов для группы "Наутилус Помпилиус":
Музыка в привычном смысле (как и другие виды искусств) будет существовать только как исторический памятник, например, в виде оперы. Что займет место музыки, боюсь сейчас сказать, поскольку стены, стоящие между различными видами информации и искусства, окончательно сметены. И несмотря на все усилия сильных мира сего, люди все чаще будут самостоятельно воздействовать на свое сознание. И что, изменив это сознание, они захотят слушать, сейчас не знает никто.
Александр ЛАЭРТСКИЙ, певец, автор и ведущий программы "Монморанси" на радиостанциях "Эхо Москвы" и "Серебряный дождь":
Будущее принадлежит акустической музыке, рок-музыки, надеюсь, не будет. Поэтому уже сейчас наиболее продвинутые рок-музыканты репетируют акустические программы. Далее. Будет все выше котироваться аналоговая аппаратура, в XXI веке это будет самое дорогое оборудование. Все свои старые аналоговые устройства я бережно храню, чтобы войти в новое тысячелетие во всеоружии.
Юрий ГРИБАНОВ, мастер по изготовлению аппаратуры "Hi-End", основатель российской фирмы "Natural":
Если так дальше пойдет, то в поп-музыке мелодия исчезнет окончательно. То, что я слышу по MTV, в клубах, где бывают танцы, вызывает у меня морально-эмоциональную боль, но, видимо, в XXI веке будет еще хуже. Академическое же искусство превратилось в машину по зарабатыванию денег, чему примером выступления неких голосистых людей на больших форумах (в том числе на Красной площади) через микрофон и колонки. Это будет усугубляться до тех пор, пока люди совсем не перестанут ходить на концерты классической музыки. Только после этого классические музыканты призадумаются, и, может быть, наконец реализуются новые таланты. А покуда ценители и любители музыки утешаются прослушиванием старых гигантов прежних лет.
Татьяна ГРИНДЕНКО, известнейшая российская скрипачка, руководитель камерного ансамбля "Академия старинной музыки":
Я не представляю, какой будет музыка в XXI веке. Мы все недостаточно понимаем, что 2000 - это нечто кардинальное. Казалось бы, всего лишь число, возраст, придуманное человеком летоисчисление, но за этим стоит серьезный мистический момент. Музыка тоже мистична: кроме того, в прежние эпохи она была одним из мощных рычагов политики. Конфуций и Платон в воспитании человека во главу угла ставили музыку. Конфуций говорил, что по музыке можно судить о государстве. А поскольку затруднительно говорить о нашем государстве в XXI веке, то и о музыке, по крайней мере здесь, я не могу говорить.
Виктор ЗИНЧУК, рок-гитарист, Почетный магистр в области гитарного искусства академии наук Сан-Марино:
В XXI веке, первое: люди будут слушать классическую музыку. Классическую музыку в широком смысле слова. Все направления пройдут проверку временем, достойные станут классическими. Например - лучший джаз, лучший рок и т.д. Независимо от раскрученности и покупаемости, время покажет, кто есть кто. Второе: если будет кому слушать.
Уверены - будет.
Материал подготовил Антон Королёв.
"2000 - журнал нового тысячелетия", № 1, январь 1999