laertsky.com
Главная страница
Карта сайта
Форум
лаэртский
Дискография
Песни и аккорды
Стихи und поэмы
Альбомы в mp3
Лаэртский Бэнд
Голоса Родных
Концерты
Акварели
Wallpapers
Ответы на письма
Бесило-Радовало
"Медведь"
со стороны
Переводы
Видеозаписи
Радиоэфиры
Публицистика
Иллюстрации
Подражания
монморанси
О программе
Эфиры 1992-95
Эфиры 1996
Эфиры 1997
Эфиры 1998
Эфиры 1999
Эфиры 2000
Эфиры 2001
Silver Rain
Заставки
Терминология
Сайты гостей
прочее
Читальный зал
Музей сайта
Гостевой стенд
Картинки недели
Архив рассылки
Голосования
"Месячные"
реклама
laertsky.com  |  публицистика  |  1991  


Рок-акустика

Вообще-то, почти весь наш рок - это акустика, ведь большей частью дело как происходит? Берет человек гитару, сочиняет себе потихоньку песни, а уж потом, если есть желание и возможность, зовет друзей и врубает гитару в усилитель.

В рок-движении 80-х, наконец, слились в единый поток два главных течения нашего народного песенного творчества, причем бардовская песня была уже чисто российским явлением, последним живым побегом на дереве русской поэзии, нашей вековой традиции слова (то, что не успели задушить цензурой или выдворить за кордон). Не учитывая двойственной природы нашего современного рока, невозможно понять, почему он вдруг перестает копировать битлов и цеппелинов и обретает неповторимые, самобытные черты: не потому ведь, что вошли в моду рок-вариации на тему двух-трех банальнейших, "городских романсов" начала века, а потому, что и Боб, и Майк, и Башлачев были прежде всего поэтами с гитарой.

Изгнанные с концертных площадок рокеры, собственно говоря, не изобрели ничего нового, взяв "шиховскую" нашу гитарку и уйдя с ней на кухню.

Именно тогда рок-н-ролл нашел, наконец, в России свои новые корни, превратившись в домашнюю песню. Варианты типа: "Тексты дрянь, зато барабанщик клевый" - на кухне уже не проходили: между тобой и мной - метр воздуха, два листа фанеры и шесть струн. Так что, если не хочешь, можешь не петь - я тебя не кормлю.

Но почему-то пели.

Говоря о нашей отечественной акустике, нельзя забывать о ее истоках, о тех, кто стоял в начале этого пути: Гребенщиков, Майк Науменко, Башлачев, Цой, КРЕМАТОРИЙ. Наиболее интересные представители более молодого поколения рок-акустики: ЧАЙ-Ф, ТАМБУРИН, ИСКУССТВЕННЫЕ ДЕТИ, АДО, Янка Дягилева и Александр Лаэртский.

Рассказать обо всех представителях акустики мы просто не в состоянии, да и многие группы уже были освещены нами.

 
Адо

Группа считает днем своего рождения 8 января 1988 года, когда двое московских студентов Андрей Горохов и Валерий Аникин записали в "домашней" студии Андрея (автора всех песен группы и ее основателя) в Коломне, в родительской квартире, свой первый магнитоальбом "Ночной суп", впоследствии ставший лауреатским на конкурсе фонограмм журнала "Аврора". В таком составе АДО записали еще два альбома "Адо и дочь" и "Адо-3".

К началу 1989 года, усилившись басистом Митей Юнькиным и альтистом Иваном Воропаевым (игравшим до этого в легендарном АКВАРИУМЕ), группа приступила к концертной деятельности, активность которой особенно возросла в 1990 году. В мае 1989 выходит четвертый альбом "Звукосниматель", записанный все в той же Коломне, но уже расширенным составом.

Играя, в принципе, традиционную музыку, АДО делают акцент на ярко выраженную мелодику, при этом соблюдая некоторую исполнительскую лаконичность. Тексты песен общечеловечны, а потому вполне осязаемы.

Летом 1990 АДО записали в Москве свою первую пластинку "Останови меня, ночь", которая поступит в продажу этим летом. А осенью АДО устраивает презентацию своей пластинки (с ее продажей) в Рязани!

Не стремясь часто выезжать на гастроли, группа, тем не менее, принимала участие в таких известных событиях, как череповецкая "Рок-акустика", экологический фестиваль в Литве (с художниками группы "Митьки") и т.д. Неоднократно АДО выступала в паре с АКВАРИУМОМ.

В последнее время АДО участвует в организации или самостоятельно выступает инициатором музыкальных акций с группами ДОМ ХУДОЖНИКА, ЛАЭРТСКИЙ БЭНД, КРЕМАТОРИЙ и др., издает журнал "Охота" и видеоприложение к нему.

В настоящее время, кроме указанных выше четырех музыкантов, в АДО играет Николай "Кондрат" Игнатичев (бонги, перку сия).

 
Чай-ф

Группа образована в Свердловске в 1984 году Владимиром Шахриным и Владимиром Бегуновым (оба - гитара, вокал), которые начали вместе играть в техникуме, исполняли на вечерах и танцах песни любимых "Роллинг Стоунз", "Т. Рекс". Название "ЧАЙ-Ф" (констаминация слов "чай" и "кайф") предложил репетировавший с ними Вадим Кукушкин, известный ныне панк-менестрель. Первый альбом ("Жизнь в розовом дыму") записан в 1985 году и состоит из 2 частей. Первая ("Волна простоты") - подборка акустических баллад, лучшие из которых "Завяжи мне глаза" и "Я был солдатом". Вторая часть ("Дурные сны") более динамична, хотя и решена в акустике. В 1986 году ЧАЙ-Ф записывает альбом "В субботу вечером в Свердловске" - результат безумной тусовки около десятка самых известных свердловских музыкантов. Дух блаженного разгильдяйства наилучшим образом ухвачен в песне "И он сам", сделанной в стиле реггей.

В июне 1986 ЧАЙ-Ф становится сенсацией 1 фестиваля свердловского рока, что наряду с успехом НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА знаменует смену лидеров на городской рок-сцене и во многом определяет ее дальнейшее развитие.

В ранних песнях Шахрина ощутимы интонации Майка Науменко.

В период 86-87 годов в группе происходят частые перестановки. Стиль балансирует между ритм-энд-блюзом, хард- и панк-роком. '

В марте 1989 года ЧАЙ-Ф записывает очередной альбом "Лучший город Европы", который открывает новую главу в биографии группы, в нем чувствуется зрелость и мастерство.

 
Искусственные дети

Основана в 1985 году в Москве Алексеем Дидуровым и Владимиром Алексеевым. Группа исповедует в творчестве литературоцентризм, исполняя тексты поэтов московской поэтической новой волны. Песни ИД звучали в телевизионном и радиоэфире Западной Европы и США, конечно, и у нас в стране, а также входят в репертуар других групп.

Стилистика вокала, аранжировки композиций ИД обусловлены поэтическими текстами, адекватны мелодике, фонетике, словарю и содержанию нынешней городской поэзии: ее исповедальности, обостренной социальности. Отсюда - идиоматичносгь и сленговость. ИД придерживаются скупой ритмической основы (бонга), звучаний "живого" дерева (виолончель, скрипка, кларнет, флейта, 12-струнная гитара). Умеренно энергетично подаются в "электричестве" электрогитара и драмкомпьютер.

 
Крематорий

Эта московская группа существует с конца 70-х в форме студенческого дуэта Армена Григоряна и Виктора Троегубова. В дальнейшем к ним присоединились Сергей Пушкарев (бас) и Михаил Россовский (скрипка). На первоначальном этапе КРЕМ исполняет тривиальные студенческие песни. Традиционная, по тем временам, форма концертирования - домашние концерты в разных концах Москвы. В отличие от подобных коллективов, звук у КРЕМА за счет электроинструментов был более приближен к сценическому. Аудитория - студенты и хиппи. В начальные годы творчества написана одна из самых известных песен - "Таня". Широкая известность пришла в 1984, после выхода магнитоальбомов: "Винные мемуары" и "Крематорий II".

Второй этап - вступление в 1986 в Московскую рок-лабораторию. Философия группы, сформулированная в песне "Мы все живем для того, чтобы завтра сдохнуть", проявлялась уже в "Тане". Теперь она закрепилась в "Безобразной Эльзе", "Реанимационной машине", "Африке". Тексты из области частной жизни постепенно переходят в сферу социальную. Мрачная философия группы оформляется чудесной, полной воздуха музыкой, в результате чего возникает эффект легкости восприятия некоторых событий в жизни каждого человека: моральные разочарования, физические болезни и даже смерть.

Начиная с 1986 КРЕМ стал исполнять только песни Григоряна. Троегубов, пытаясь вырваться из творческого кризиса, создает свою группу ДЫМ, в которую переходят некоторые музыканты КРЕМА. Осенью 1988 Григорян собирает новый состав: акустическая гитара, скрипка, бас и ударные инструменты.

Кроме магнитоальбома у группы вышло несколько пластинок на "Мелодии" - "Кома", "Живые и мертвые" и "Клубника со льдом".

 
Лаэртский бэнд

Блиц-интервью:

- Сколько лет? - Двадцать шесть.

- Где родился? - В Москве.

- Что окончил? - Техникум.

- Кем работаешь? - Можно сказать, звукорежиссером.

- Женат? - Зачем?

- Что любишь слушать? - "Super Max", Sade, "Swans", "Sex Pistols", КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, АДО, Х-ЗАБЕЙ, СЫЧЕВ (БАТАНИЧЕСКИЙ САД).

ЛАЭРТСКИЙ БЭНД - пожалуй, самое интересное, что происходит сейчас в Москве. Можно долго спорить о правомерности использования (в таком количестве) матерного сленга, на котором построено несколько программ Лаэртского и на котором он сделал себе имя. Эти песни - естественная реакция на систему фальшивых символов, раздуваемую значительность которых с официальной стороны Лаэртский компенсирует с неформальной. Одна крайность уравновешивается другой. В отличие от провинциальных аналогов типа "Полковника", у Лаэртского все смотрится потрясающе органично, да еще в контексте неординарного юмора.

Впрочем, у ЛАЭРТСКОГО много другой музыки (большей частью записанной самостоятельно). Лирика, в большинстве случаев, заманчиво неконкретна, особенно в ПОСТОЯНСТВЕ ПАМЯТИ - самом камерном его проекте. Также есть программа наимрачнейшей экспериментальной музыки с текстами того же характера - "Общество Туле".

Концертный акустический состав его группы вполне качественно несет исключительно аккомпанирующую функцию. Почти все песни играются в реггей, который музыканты хорошо чувствуют и воспроизводят.

Громадное творческое наследие Александра Лаэртского включает в себя 16 магнитоальбомов. За 10 лет у него сменилось несколько составов и названий его групп: ВОЛОСАТОЕ СТЕКЛО, ХУДЫЕ ВЕТВИ, ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ и ЛАЭРТСКИЙ БЭНД.

 
В подборке "Рок-акустика" использованы материалы книги "Рок-музыка в СССР", журнала "Охота".

"Молодежный курьер" (Рязань), 13.04.1991

  laertsky.com  |  публицистика  |  1991
подсчетчики

 

Александр Лаэртский: laertsky@mail.ru. Администрация сайта: vk@laertsky.com.
По всем деловым вопросам пишите на любой из этих адресов.
При использовании оригинальных материалов сайта просьба ссылаться на источник.
Звуковые файлы, размещённые на сервере, предназначены для частного прослушивания.
Несанкционированное коммерческое использование оных запрещено правообладателем.
  laertsky.com     msk, 1998-2023